Вы можете предъявить купон в электронном или распечатанном виде. Один человек может купить неограниченное количество купонов для себя или в подарок.
Купон действует на следующие виды услуг: Концерт органной музыки «Орган как инструмент-оркестр» 11.12.2021 (суббота) в 19:00: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «Орган как инструмент-оркестр» 11.12.2021 (суббота) в 19:00 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «Орган как инструмент-оркестр» 11.12.2021 (суббота) в 19:00 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «От старых мастеров к новым классикам» 12.12.2021 (воскресенье) в 16:00: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «От старых мастеров к новым классикам» 12.12.2021 (воскресенье) в 16:00 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «От старых мастеров к новым классикам» 12.12.2021 (воскресенье) в 16:00 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт камерной музыки «Влюбленные и покинутые» 18.12.2021 (суббота) в 19:30: — Скидка 50% на билет на концерт камерной музыки «Влюбленные и покинутые» 18.12.2021 (суббота) в 19:30 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт камерной музыки «Влюбленные и покинутые» 18.12.2021 (суббота) в 19:30 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «Три гения: Вивальди, Бах, Франк» 19.12.2021 (воскресенье) в 16:00: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «Три гения: Вивальди, Бах, Франк» 19.12.2021 (воскресенье) в 16:00 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «Три гения: Вивальди, Бах, Франк» 19.12.2021 (воскресенье) в 16:00 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «Кельтское Рождество. Вистл и орган» 06.01.2022 (четверг) в 19:30: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «Кельтское Рождество. Вистл и орган» 06.01.2022 (четверг) в 19:30 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «Кельтское Рождество. Вистл и орган» 06.01.2022 (четверг) в 19:30 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки для детей (симфоническая сказка) «Петя и волк» 07.01.2022 (пятница) в 14:00: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки для детей (симфоническая сказка) «Петя и волк» 07.01.2022 (пятница) в 14:00 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки для детей (симфоническая сказка) «Петя и волк» 07.01.2022 (пятница) в 14:00 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «Рождественская пастораль» 07.01.2022 (пятница) в 19:30: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «Рождественская пастораль» 07.01.2022 (пятница) в 19:30 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «Рождественская пастораль» 07.01.2022 (пятница) в 19:30 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «В тебе моя радость» 08.01.2022 (суббота) в 19:30: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «В тебе моя радость» 08.01.2022 (суббота) в 19:30 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «В тебе моя радость» 08.01.2022 (суббота) в 19:30 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Концерт органной музыки «В упоении Рождества. Вокруг Баха» 09.01.2022 (воскресенье) в 16:00: — Скидка 50% на билет на концерт органной музыки «В упоении Рождества. Вокруг Баха» 09.01.2022 (воскресенье) в 16:00 для одного (350 руб. вместо 700 руб.)
— Скидка 51% на билет на концерт органной музыки «В упоении Рождества. Вокруг Баха» 09.01.2022 (воскресенье) в 16:00 для двоих (686 руб. вместо 1400 руб.)
Расписание концертов: — 11.12.2021 (суббота) в 19:00 — концерт органной музыки «Орган как инструмент-оркестр»;
— 12.12.2021 (воскресенье) в 16:00 — концерт органной музыки «От старых мастеров к новым классикам»;
— 18.12.2021 (суббота) в 19:30 — концерт камерной музыки «Влюбленные и покинутые»;
— 19.12.2021 (воскресенье) в 16:00 — концерт органной музыки «Три гения: Вивальди, Бах, Франк»;
— 06.01.2022 (четверг) в 19:30 — концерт органной музыки «Кельтское Рождество. Вистл и орган»;
— 07.01.2022 (пятница) в 14:00 — концерт органной музыки для детей («Истории Серёжи Прокофьева», музыкально-литературная постановка по мотивам автобиографии С. С. Прокофьева, с использованием его музыки, включающая в себя органную версию симфонической сказки «Петя и волк»);
— 07.01.2022 (пятница) в 19:30 — концерт органной музыки «Рождественская пастораль»;
— 08.01.2022 (суббота) в 19:30 — концерт органной музыки «В тебе моя радость»;
— 09.01.2022 (воскресенье) в 16:00 — концерт органной музыки «В упоении Рождества. Вокруг Баха».
Обязательна предварительная запись по телефону +7 (921) 947-06-29.
Посмотреть
подробную информацию о концертах.
Классическая музыка способна затрагивать самые потаенные струны человеческой души, излечить от душевных страданий и переживаний, убедить в собственной силе и мощи. Компания «Арт-паркинг» на постоянной основе организует вечера органной, камерной и классической музыки в самом сердце Санкт-Петербурга в храме святого Станислава. Музыкальные концерты сегодня — талантливое исполнение, популярные и известные мелодии, приятная атмосфера.
Орган — один из древних музыкальных инструментов, мощь и богатство звучания которого не оставляют никого равнодушным. Концерт органной и камерной музыки подарит эстетическое удовольствие и много впечатлений от многогранного и глубокого звучания органа. Классическая музыка поможет почувствовать гармонию, поднимет настроение и подарит ощущение праздника. Посещение органных концертов может стать хорошей привычкой и сделает из вас знатока мировой музыкальной культуры!
В программе концерта петербургской органистки Майи Мокрецовой «Орган как инструмент-оркестр» прозвучит музыка немецких, французских и русских композиторов XIX-XX веков для большого органа: Ф. Мендельсона-Бартольди, В. Ф. Одоевского, И. Брамса, З. Карга-Элерта, С. Франка.
Органные сонаты Ф. Мендельсона-Бартольди — это своеобразная антология барочных жанров и форм, связывающая его творчество с национальной традицией. Свидетельством взаимодействия композитора с немецкими музыкальными корнями можно считать также его частое обращение к протестантскому хоралу. В ярком сочинении «Соната № 5 ре мажор» композитор, опираясь на полифонические достижения великого Баха, сочетает их с романтическими веяниями: страстью и порывистостью.
Князь В. Ф. Одоевский известен, прежде всего, как писатель и ученый. Кроме того, он считается одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. Красочное сочинение «Andante соль мажор» написано в чувствительной салонной манере.
И. Брамс создает прелюдии и фуги, соединяя в своем творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. «Прелюдия и фуга соль минор» — одно из его известных сочинений для органа, в котором автор сумел выразить дух времени.
11 хоральных импровизаций З. Карга-Элерта из его крупного цикла, состоящего из VI тетрадей импровизаций, относятся к периоду адвента и рождества. Адвент — время радостного ожидания, предшествующее Рождеству Христову, в течение которого христиане готовятся к празднику. Каждая из обработок обладает индивидуальным характером, что делает цикл максимально разнообразным.
С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского
происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. Они написаны для большого романтического органа, созданного мастером А. Кавайе-Коллем. Музыкант значительно расширил диспозицию: ввел в нее тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В заключение концерта будет исполнена блестящая композиция «Финал, op. 21»
Интересную программу «От старых мастеров к новым классикам», в которую включены шедевры музыки XVIII века и современная музыка, представит петербургская органистка Наталья Михайлова. Значительную ее часть составят известные сочинения И. С. Баха и его переложения произведений итальянских мастеров для органа.
Концерт откроет легендарная композиция «Токката и фуга ре минор» Баха. Хоральная обработка «Приди, язычников Спаситель» из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок» для органа соло — проникновенная миниатюра, написанная мастером контрапункта в последние годы жизни.
Прозвучат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинения А. Вивальди и герцога Саксен-Веймарского. Каждый из них имеет трехчастную структуру с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Между этими циклами прозвучит известная мелодия «Адажио из Концерта для гобоя» с оркестром итальянского композитора А. Марчелло. Бах сделал его транскрипцию для клавира соло.
Оркестровые сюиты (или увертюры, как их называл сам Бах) относятся к популярным произведениям симфонического репертуара, в них проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же время использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В концерте будет исполнена композиция «Ария из Оркестровой сюиты № 3».
В заключительной части концерта прозвучат три произведения лауреатов конкурса композиторов органной музыки «Новые классики Organ Taurida»: Александэра Шопа (Польша), Эли Таусэена а Лава (Фарерские острова, Дания) и Матиаса Рейфельда (Германия). Конкурс открывает новые имена современного органного искусства, дает возможность молодым композиторам быть услышанными, создает импульс к созданию новых музыкальных произведений.
В сезоне 2021/2022 года органный класс Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова отмечает 40-летие. Класс начал свою работу благодаря инициативе органистов Юрия Семенова и Олега Безгубова. За прошедшие десятилетия в органном классе учились многочисленные музыканты, связавшие впоследствии жизнь с этим замечательным инструментом: это концертирующие и церковные органисты, преподаватели органа в разных учебных заведениях, которые успешно работают в России и за рубежом.
В цикле юбилейных концертов Alma Mater, посвященном знаменательному событию, примут участие педагоги музыкального училища, выпускники разных лет и студенты. В программе концерта московской органистки Маргариты Еськиной «Искусство хорала: Бах и Франк» прозвучат хоральные обработки И. С. Баха из собрания Ноймайстера и три хорала Сезара Франка.
Коллекция манускриптов, содержащая в том числе и сочинения И. С. Баха, была собрана Иоганном Готфридом Ноймайстером (1757–1840) из Эберсдорфа, учеником Георга Андреаса Зорге. Это сборник из 82 хоральных прелюдий. Рукопись имела сложный исторический путь. Когда она была вновь обнаружена в Йельском университете в 1980 году, выяснилось, что в ней содержатся 31 неизвестные хоральные обработки И. С. Баха, которые были добавлены в каталог сочинений Баха BWV (Bach-Werke-Verzeichnis) под номерами 1090–1120 и опубликованы в 1985 году. Также в коллекции содержатся еще несколько хоралов композитора, уже опубликованных ранее. Слушателям концерта представится удивительная возможность познакомиться с редко исполняемыми произведениями гениального композитора.
Три хорала Сезара Франка — подлинные романтические поэмы, которые называют духовным завещанием композитора, сочинившего их словно в едином порыве на последнем году жизни. Исследователи отмечают связь всех трех пьес с символикой Троицы. Первый хорал ми мажор ассоциируется с образом Бога-отца, отсюда его эпичность в развертывании мысли и торжественный гимн в завершении. Второй хорал си минор тональной семантикой обращает нас к страданиям Христа, а в основе его — жанр пассакалии. Третий хорал ля минор символизирует образ Святого Духа, что выражено в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полета.
В программе концерта «Три гения: Вивальди, Бах, Франк» основателя и руководителя органного класса Юрия Семенова, лежат яркие сочинения трех великих композиторов: Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха и Сезара Франка.
Концерт А. Вивальди ре минор, переложенный для органа Бахом, — яркий пример совершенного письма гения. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на продолжительной теме которой выстраивается четкая конструкция основного полифонического раздела концерта. Средняя часть — лиричная композиция «Сицилиана», а завершается цикл стремительным произведением «Финал».
В концерте также прозвучат три прелюдии и фуги Баха. В строгой, с непреклонным развитием голосов «Прелюдии и фуге си минор» словно отражается стройность готической архитектуры. Контрастно прозвучит яркая и виртуозная «Прелюдия и фуга соль мажор». Торжественную «Прелюдию и фугу ми-бемоль мажор» принято связывать с образом Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой».
В программе концерта «Младенец святой, младенец скромный» польской органистки Алисы Бирули, которым открывается VIII Международный органный рождественский фестиваль Adeste Fideles, — сочинения немецких, французских, польских и американских композиторов XVII-XX веков, многие из которых связаны с темой Рождества.
Откроет концерт сочинение великого И. С. Баха «Прелюдия и фуга до мажор». Это единственное органное сочинение композитора, созданное в Кётене. Радостная танцевальная прелюдия противопоставлена в этом цикле строгой и величественной фуге. Блестящая «Фантазия соль мажор» с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато, представит всю звуковую палитру большого инструмента-оркестра. Хоральная обработка «Да будет Богу в Вышних честь» написана мастером контрапункта в последние годы жизни. В переложении для органа соло прозвучит знаменитый хорал «Иисус — моя радость» из цикла «Кантата № 21». Последняя расширенная версия кантаты была создана Бахом в 1723 году в Лейпциге, когда он первый год служил на посту кантора Томаскирхе.
В наследии Д. Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. На концерте прозвучит «Прелюдия соль минор» Букстехуде.
М. Сава — польский композитор, органист, импровизатор, музыковед, педагог, который сочинил более 1000 произведений, в том числе для органа. Его творчество тесно связано с религиозной культурой. Часто в своей музыке музыкант использовал григорианские напевы, польские песни для церкви и польский фольклор. В программе концерта — прелюдия на тему польской колядки «Невзрачный, тихий рождественский вертеп».
М. Сужиньский — польский композитор, органист, дирижер и педагог, творивший на рубеже XIX-XX веков. С 1890 года музыкант был дирижером оркестра музыкального общества в Познани, в 1906–1909 годах руководил хорами Варшавской филармонии. С 1906 по 1924 годы Сужиньский преподавал орган в Музыкальном институте в Варшаве. В рамках концерта прозвучит его мелодия «Колядка» на тему «Когда Христос родился».
Д. Вуд — американский органист и композитор XX века, наиболее известный своими произведениями для церкви. Вуд начал писать композиции в юном возрасте, а в возрасте 13 лет выиграл национальный конкурс Американской лютеранской церкви по сочинению гимнов. На концерте будет исполнена его пьеса «Младенец Святой, младенец скромный» на тему польской колядки «В яслях лежит».
«Хорал ля минор» крупнейшего французского композитора XIX века С. Франка — одно из его последних сочинений, в котором исследователи творчества музыканта видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полета. Сам композитор трактует жанр хорала как философско-религиозное размышление (в отличие от хорала эпохи барокко, когда в основе лежит церковное песнопение). Это дает Франку возможность раскрыть все регистровые возможности удивительного типа инструмента — французского симфонического органа.
В программе концерта «Кельтское Рождество. Вистл и орган» органистки из Петрозаводска Кристины Ротаевой лежит музыка английских и американских композиторов XVII-XX веков, традиционные рождественские песни, мелодии, баллады и гимны, которые музыкант исполнит на органе и вистле. Вистл — продольная флейта со свистковым устройством и шестью игровыми отверстиями, национальный кельтский инструмент (в Ирландии, Шотландии, Англии).
Г. Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Композиция «Музыка на воде» была написана для короля Георга: во время ее исполнения возле королевской барки плыла лодка с 50 музыкантами, игравшими на разных инструментах.
Д. Э. Уэст был выдающимся деятелем английской музыкальной культуры второй половины XIX — первой трети XX веков. Он вырос в музыкальной семье, а первые уроки игры на органе получал у органиста Вестминстерского аббатства Ф. Брижда, затем учился в Королевской музыкальной академии. Уэст работал органистом в разных церквях Лондона, дирижировал несколькими хорами, 45 лет занимался редакторской деятельностью в фирме Novello, 32 года из которых проработал главным редактором. Уэст слыл плодовитым композитором, став автором около 500 пьес. На концерте будет исполнена его композиция «Пассакалия».
Венгерский органист, композитор и исследователь теории музыки Жолт Гардони живет и работает в Германии. В программах его концертов звучит музыка его отца Золтана Гардони, классический органный репертуар и его собственные сочинения, в том числе джазовые обработки. Одно из основных направлений исследований Гардони — гармония XIX и XX веков. Он исследует связи между композицией, интерпретацией, анализом и импровизацией. В рамках концерта прозвучит авторское сочинение «Будь моим видением».
У. Рёвер — немецкий продюсер и автор киномузыки. С 1979 года он сотрудничал с М. Корбом, сочиняя музыку для волынки. Всемирно известный «Хайлендский собор» — их совместная работа 1982 года. Пьеса сочинена по случаю Хайлендских игр в Германии. Она настолько понравилась шотландцам, что те высказывали предложения сделать ее одним из неофициальных национальных гимнов.
И. Берлин — американский композитор еврейского происхождения, родившийся в Российской империи, автор около 1500 эстрадных песен, а также песни «Боже, благослови Америку», которая считается неофициальным гимном США. Чрезвычайно популярная песня Берлина White Christmas прозвучала впервые в 1942 году в фильме «Холидэй Инн» в исполнении Бинга Кросби. «Белоснежное Рождество» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая песня XX века (более 30 миллионов пластинок).
Музыка ныне живущего немецкого композитора Х.-А. Штамма все чаще звучит на органных концертах. В завершение программы будет исполнено его популярное произведение «Рондо в кельтском стиле», написанное в танцевальной манере.
Музыкально-литературная постановка «Истории Сережи Прокофьева» по мотивам автобиографии С. С. Прокофьева с использованием его музыки, включает в себя органную версию симфонической сказки «Петя и волк»
«Петя и волк» — знаменитая симфоническая сказка для детей, написанная С. С. Прокофьевым в 1936 году по инициативе Н. И. Сац для постановки в Центральном детском театре. Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром. Петербургские музыканты Мария Лобецкая и Татьяна Жирихина (орган, художественное слово) сделали его переложение для органа. На примере этого сочинения и других пьес Прокофьева музыканты в простой и увлекательной форме познакомят слушателей всех возрастов с богатой палитрой красок «короля инструментов».
По сюжету сказки ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей — Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако Птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает Волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, так что петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади — дедушка с Кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.
Каждый персонаж в постановке представлен определенным инструментом и отдельным мотивом. Петя — смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), до мажор, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша. Птичка — флейта в высоком регистре, соль мажор, виртуозные пассажи. Утка — гобой, ми-бемоль мажор ля, бемоль мажор, крякающая мелодия в нижнем регистре. Кошка — кларнет, соль мажор, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки. Дедушка — фагот, тема в си миноре, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание. Волк — три валторны, тема в соль миноре. Охотники — литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).
Программа «Рождественская пастораль» петербургского дуэта Лилии Кузнецовой (орган) и Самиры Галимовой (сопрано) состоит из сочинений И. С. Баха и европейских композиторов XIX–XX веков.
«Пастораль», описывающую сельскую жизнь, традиционно связывают с праздником Рождества, ведь именно пастухи возвестили мир о рождении Христа. В концерте представлено несколько сочинений в этом жанре И. С. Баха, С. Франка и В. П. Вретблада.
Концерт откроет первая часть из композиции «Пастораль» Баха. Эта миниатюра наполнена тихой радостью, присущей одному из светлых праздников церковного года. Программу продолжит ария «Овцы могут пастись спокойно» из «Охотничьей Кантаты» Баха.
Органные сонаты Ф. Мендельсона-Бартольди — это своеобразная антология барочных жанров и форм, связывающая его творчество с национальной традицией. Свидетельством взаимодействия композитора с немецкими музыкальными корнями можно считать также его частое обращение к протестантскому хоралу. В программе концерта — «Соната № 3 ля мажор» и 2 духовные песни Мендельсона.
К. Сен-Санс был не только ярким композитором, но и блестящим исполнителем (пианистом, органистом, дирижером). Не так много сочинивший для органа, Сен-Санс отдавал предпочтение импровизациям, слушателями которых были К. Шуман, А. Рубинштейн, П. Сарасате и Ф. Лист. Его мелодия «Фантазия ми-бемоль мажор» написана под сильным влиянием творчества Мендельсона и представляет тип развернутой концертной пьесы, соединяющей в себе классицистские и романтические черты. Ave Maria Сен-Санса дополнит картину его творчества.
С. Франк — выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. «Пастораль» Франка относится к циклу «Шесть пьес для органа».
Оригинальный замысел Г. Форе в произведении «Реквием», который, по его собственным словам, «проникнут от начала и до конца верой в вечный покой», не был понят современниками, что побудило Форе публично выступить в его защиту: «Говорили, что мой „Реквием“ не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его „колыбелью смерти“. Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход». По поводу части Pie Jesu (на текст последних строк традиционной для ординария «Реквиема» секвенции Dies Irae, полностью не включенной композитором) Сен-Санс (учитель Форе) заметил: «так же, как Моцарту принадлежит единственное Ave Verum, также это единственный Pie Jesu».
В. П. Вретблад — шведский музыковед, критик и церковный органист. В концерте прозвучит его миниатюрная «Пастораль для органа».
Л. Вьерн, проработав 37 лет на посту титулярного органиста собора Нотр-Дам в Париже, сочинил 6 симфоний для органа. Его вдохновил новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Музыкант ввел в нее тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программе концерта — миниатюра «Утром» из цикла «Ангелы» для голоса и органа и «Финал» из «Симфонии № 1» — одного из первых крупных сочинений Вьерна.
В рождественской программе «В тебе моя радость» органистки из Калининграда Анны Юсуповой собраны сочинения И. С. Баха, А. Вивальди и французских композиторов XIX–XX веков.
Концерт откроет яркая мелодия «Прелюдия и фуга до мажор». Части цикла написаны в разное время: «Прелюдия» в Лейпциге в 1730 году, а «Фуга» в Веймарский период (1708-1717). Они безукоризненно сочетаются в едином энергичном порыве. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» антологией баховского музыкального языка. Каждая из миниатюр представляет совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. В рамках концерта прозвучат три новогодних хорала.
На концерте также будет исполнен трехчастный «Концерт ля минор»: переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение А. Вивальди, в котором крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричным средним. Концерт был написан в Веймарский период, когда композитор был увлечен итальянской музыкой — творчеством Корелли, Вивальди, Альбинони. Это произведение — подлинный образец баховского блестящего концертного стиля. «Токката и фуга фа мажор» — развернутый, монументальный цикл, в котором праздничной виртуозной «Токкате» противопоставлена спокойная «Фуга». «Токката» была сочинена в Веймаре примерно в 1716 году. В ней ярко выражено виртуозное начало: перед основным разделом Бах дает педали выступить с сольными репликами. «Фуга», вероятно, начата уже в Кётенский период (с 1717 года).
«Пастораль», описывающую сельскую жизнь, традиционно связывают с праздником Рождества, ведь именно пастухи возвестили мир о рождении Христа. «Пастораль» знаменитого французского композитора С. Франка относится к циклу «Шесть пьес для органа». Это романтическая фантазия, в которой раскрываются возможности нового типа инструмента, созданного органостроителем А. Кавайе-Колем. Он ввёл в неё новые регистры — тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы.
«Принести ближним немного любви» — девиз творчества выдающегося французского композитора XX века О. Мессиана. Его сочинения светлы, они переливаются яркими звуковыми красками, поют простой, но утонченной песней и безмятежными голосами птиц. В программе представлена одна из известных медитаций цикла «Рождество Господне» — «Бог среди нас». Этой бравурной пьесой завершится праздничный концерт.
В праздничной программе «В упоении Рождества. Вокруг Баха» московского органиста Михаила Каталикова — сочинения И.С. Баха, его предшественников и последователей. Концерт откроет «Токката ми мажор» Баха, написанная молодым композитором в Арнштадте около 1707 года. В сочинении есть 5 разделов, в том числе 2 фуги. В нем он близок к стилю Д. Букстехуде, своего старшего современника, творчеством которого Бах восхищался. Букстехуде считают центральной фигурой в музыкальной жизни Любека XVII века. Сочетание организаторских способностей с выдающимся музыкантским дарованием позволило Букстехуде реформировать музыкальную жизнь церкви святой Марии, которая стала при нем музыкальным центром не только Любека, но и всей Северной Германии. В ходе концерта прозвучат три хоральные обработки и «Чакона ми минор».
Творчество немецкого композитора, лютниста и органиста эпохи барокко Л. Кребса будет представлено произведением «Токката и фуга ля минор». Будучи учеником Баха, Кребс продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке.
Г. А. Гомилиус — немецкий композитор, регент, органист эпохи рококо, представитель стиля сентиментализма, в основе которого лежало стремление к раскрепощению человека, свободе и непосредственности в проявлении чувств. Органист учился музыке в Лейпциге под руководством самого Баха, а позже стал музыкальным руководителем трех главных церквей Дрездена. В основном Гомилиус сочинял духовную музыку. На концерте прозвучит «Трио соль мажор».
И. Пахельбель — немецкий композитор и органист, вклад которого в развитие протестантской церковной музыки значителен. Органные сочинения Пахельбеля (более 200), в которых прослеживается влияние итальянских и южнонемецких авторов, приобрели известность еще при жизни композитора. Большая часть произведений Пахельбеля для органа, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа не используются. Отчасти это связано с лютеранской традицией домашнего пения под аккомпанемент небольших инструментов — вёрджинелов и клавикордов. Также сами органы, для которых сочинял Пахельбель, были невелики и не обладали педальной клавиатурой. На концерте будет исполнена «Прелюдия ре минор».
По утверждению К. Ф. Э. Баха, его отец И. С. Бах любил и изучал творчество Г. Бёма. Бём был основоположником и первым классиком нового жанра вариаций на хоральную мелодию в светской манере, предназначенного для домашнего музицирования. Композитор следовал новым тенденциям времени и умело сочетал в творчестве традиции северонемецкой музыки и новейшие достижения французского и итальянского стилей. В концерт включена мелодия «Каприччио ре мажор» Бёма.
Токката и фуга фа мажор" — развернутый, монументальный цикл, в котором праздничной виртуозной «Токкате» противопоставлена спокойная «Фуга». «Токката» была сочинена в Веймаре примерно в 1716 году. В ней ярко выражено виртуозное начало: перед основным разделом Бах дает педали выступить с сольными репликами. «Фуга», вероятно, начата уже в Кётенский период (с 1717 года).