В диалог с музыкой Баха вступали все без исключения композиторы, связанные с органным искусством. Жанровая, стилистическая, интонационная беседа обеспечивала нить времен и позволяла создать интересные музыкальные метаморфозы. В концерте «Органный вечер. Бах, Лист, Гильман» наряду с известными сочинениями Иоганна Себастьяна Баха прозвучит посвящение великому немецкому композитору — прелюдия и фуга на тему Bach Ференца Листа. Новое имя в программе — французский композитор и органист Александр Гильман (1837–1911), автор десятитомной антологии старинной французской органной музыки. В его творчестве переплетаются все основные направления и жанры, представленные во французской музыке второй половины 19 века. На концерте прозвучит произведение крупной формы — классическая соната с традиционной трехчастной формой.
Органистка Лилия Кузнецова ведет класс органа в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова, гастролирует с концертами в России, Украине, Беларуси, Италии, Германии, Франции, регулярно выступает с сольными и ансамблевыми программами в петербургских органных залах: евангелическо-лютеранской церкви святой Марии, римско-католическом храме святого Станислава, концертном зале «Яани-кирик» и Мальтийской капелле. В обширном репертуаре органистки — музыка эпохи барокко, сочинения И. С. Баха, немецких романтиков, французских композиторов начала XX века. Особое внимание Лилия Кузнецова уделяет русской органной музыке, включая в концертные программы редко звучащие сочинения В. Одоевского, В. Каратыгина, А. Глазунова.
Лилия Кузнецова — постоянный участник всевозможных российских фестивалей, в качестве органистки она выступает с Академическим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича и Молодежным симфоническим оркестром имени А. Р. Паулавичюса, а также с оркестром Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества. Артистка участвовала в инаугурации органов Мальтийской капеллы и Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества, сотрудничала с московским Музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки в исполнении и записи на CD всех органных сочинений князя Владимира Федоровича Одоевского.
Юрий Семенов — тонкий знаток музыки Баха. Для самого Иоганна Себастьяна орган давал неограниченное количество возможностей и бездонный потенциал — «океан гармонии», как сформулировал это Серов. В органной музыке Баха легко проследить мысль, которую композитор хотел донести до публики. Его музыка декламационно ярка, театральна и виртуозна. Жанр хоральных прелюдий, представленных в программе «Музыка Баха», — это короткое литургическое музыкальное произведение. Таких ясных и лаконичных по форме и содержанию произведений у композитора собралось более 150. Трио-соната как жанр была распространена в 17–18 веках. Справедливо музыканты сочли эти сочинения в творчестве Баха высшей ступенью исполнительского мастерства. Каждая музыкальная линия четко очерчена, ведь изначально этот жанр предназначался для трех концертирующих инструментов. Поэтому на одном органе исполнителю приходится воплощать функции разных партий. И, наконец, прелюдии как жанр объединяют в себе виртуозную технику и импровизационность при строгой форме и полифонической природе.
Юрий Семенов — органист, педагог, исследователь органной истории Петербурга. Артист ведет органный класс в Музыкальном училище им. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории, преподает на кафедре органа и клавесина в Петербургской консерватории. В концертных программах органиста звучит не только популярная, но и редко исполняемая и малоизвестная органная музыка прошлого и современности. Юрий Семенов впервые записал все органные сочинения Глазунова, обнаружил в ГЦММК им. Глинки (Москва) неизвестные композиции Одоевского. Работа по расшифровке органных сочинений Одоевского, подготовка их к изданию и запись завершены в 2003 году. С начала 1980-х Юрий Семенов — консультант по музыкальным инструментам и механизмам Государственного Эрмитажа (в частности, исторических органов 18–19 веков). Он участвовал в реставрации часов «Павлин», знаменитого большого механического органа-часов Г. Штрассера (начало XIX века) и органа-позитива с часами Уинроу (английской работы начала 18 века). Освоив непростую технику игры на старинном инструменте, Юрий Семенов, начиная с 1987 года, дает концерты на этом органе в большом зале Музея-дворца А. Д. Меншикова для посетителей.
Концерт Ольги Котляровой «В старинном духе» представит кладезь редкостей. Почти все сочинения написаны в 14 — начале 17 веков и считаются жемчужиной эпохи барокко и ее органного наследия. Пунктиром через всю программу проходят сочинения Джироламо Фрескобальди, основоположника итальянской органной и клавирной школы. Его имя связано с появлением насыщенной фактуры музыкального произведения, многообразием приемов, искусством варьирования, гармоническими новшествами. Композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и, шире, западноевропейской музыки. Особенно велика была его слава в Германии. На сочинениях Фрескобальди учились Д. Букстехуде, И. С. Бах и многие другие композиторы.
Ольга Котлярова — лауреат множества музыкальных конкурсов, среди которых: международный конкурс пианистов им. Дурле, международный конкурс органистов им. Таривердиева, международный конкурс «Надежды, таланты, мастера», а также участник мастер-классов известных музыкантов. Обладая огромным репертуаром от средневековья до современных дней, а также виртуозно владея тремя инструментами, Ольга участвует во многих значимых музыкальных событиях Санкт-Петербурга. Насыщенная сольная деятельность сочетается с ансамблевой и оркестровой работой. Ольга много гастролирует в Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Болгарии, Латвии, Финляндии, Эстонии. Среди наиболее значимых концертных площадок стоит упомянуть «Концертгебау» в Амстердаме, зал Королевской библиотеки в Брюсселе, Домский собор в Риге, концертный зал Мариинского театра, большой и малый залы Санкт-Петербургской филармонии, зал Академической капеллы Санкт-Петербурга и другие. Артистка имеет записи на радио и телевидении, три сольных компакт-диска.
В основу программы «Бах и музыка Франции» легли сочинения французских композиторов рубежа 19–20 веков Шарля Мари Видора, Мориса Дюрюфле и Луи Вьерна, а также немецкого классика Иоганна Себастьяна Баха. Вторая половина 19 века принесла массу органных шедевров и стала особой кульминацией на фоне органного затишья первой половины века. В моде прелюдии, где импровизационность сочетается со строгой формой.
Основу творчества Видора составляют масштабные органные сочинения, которые автор непривычно называл симфониями (отчасти в связи с тем, что реформа органостроительства, произведенная Кавайе-Колем, значительно расширила диапазон и выразительные возможности этого инструмента). Видор на протяжении десятилетий возвращался к музыке собственных симфоний, поэтому некоторые из них сохранились в восьми разных редакциях.
Морис Дюрюфле — автор духовной вокальной и органной музыки. Хотя композитор писал музыку почти всю свою взрослую жизнь, опубликована лишь часть его творческого наследия. В произведениях автора ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала, творчество отличается высоким мастерством и нестандартностью. Среди органных сочинений Дюрюфле выделяются сюита Suite op. 5 (1932) и прелюдия Prélude et Fuge sur le nom d’Alain op. 7 (1947). Обе считаются шедеврами французской органной музыки.
В истории органной культуры Луи Вьерн (1870–1937) занимает особое место. Титулованный органист Собора Парижской Богоматери (с 1900 по 1937 годы), великий виртуоз, гениальный импровизатор, он внес вклад в международное распространение французской органной школы. Это осуществилось через педагогику и многочисленные концерты по Европе, США и Канаде, а также сквозь творчество мастера: лучшие страницы сочинений Вьерна предназначены именно органу, который для него, безусловно, оставался «инструментом-королем». В музыке Вьерна есть драматизм и лирические страницы, чувствуется влияние модернизма и крайности абстракционизма. Необыкновенные причудливые мелодии и квазиджазовые аккорды появляются в русле тенденций французской музыки 1920-х годов. Сочинения Баха — украшение программы, причем многие поздние сочинения композиторов вступают с ним в диалог.
Любовь Носова — студентка классов фортепиано профессора Е. А. Муриной и органа заслуженного артиста России, доцента Д. Ф. Зарецкого, клавесина профессора И. В. Розанова. Артистка принимает активное участие в мастер-классах ведущих европейских профессоров: Й. Труммера, Ю. Эсселя, В. Райзингера, П. Ван Дайка, Л. Ван Дуселаара, А. Гаста, С. Черепанова, В. Церера, Г. Роста и других. Любовь Носова выступает с сольными концертами как органистка, клавесинистка и пианистка, принимает участие в концертах на ведущих площадках Санкт-Петербурга и других городов России, Польши и Германии. Любовь Носова — лауреат международных конкурсов «Гатчина — Санкт-Петербург», OrganoDuo, конкурса им. Станислава Орминскиего.
Концерт-презентация книги «Библия в красках и звуках» известного ученого и исполнителя Александра Майкапара — редкая удача в музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Соприкосновение библейских и музыкальных сюжетов в органном жанре — логичное продолжение диалога между разными видами искусства и теологии. В концерте прозвучат сочинения Баха, Мендельсона, Польери, Марчелло, Букстехуде и Босси. Многие композиторы служили церковными органистами. Традиция богослужений, церковный канон предстанут в стройно-выстроенной композиции концерта, где каждому иконописному сюжету найден музыкальный ответ.
Александр Майкапар начал широкую концертную деятельность в 1970 году в качестве клавесиниста, органиста и пианиста. Он выступает в России, странах СНГ, Польше, Германии, Австрии, Бельгии, неоднократно принимал участие в музыкальных фестивалях в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Шверине, Вене, Варшаве, Брюсселе, Шарлеруа, Будапеште и других городах, участвовал в международных симпозиумах «Орган в XXI веке» и фестивалях «Музыкальное приношение Иоганну Себастьяну Баху».
А. Майкапар исполнил в концертах и записал на радио полное собрание клавесинных произведений И. С. Баха, организовал ряд музыкальных фестивалей «Музыка старой Вены», «Собрание сочинений Франсуа Куперена», юбилейного фестиваля к 150-летию со дня рождения Эдварда Грига и многих других. Английская фирма Olympia выпустила пять компакт-дисков Александра Майкапара с записью старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и клавире из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.
А. Майкапар — авторитетный ученый-исследователь. Его перу принадлежат более 250 статей о музыке, интерпретации музыкальных произведений, музыкальной иконографии. В его переводе изданы книги Ванды Ландовской «О музыке» (М., 1991), Эрвина Бодки «Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха» (М., 1993), Уолтера Эмери «Орнаментика И. С. Баха» (М., 1996), Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве» (М., 1996), Генри В. Саймона «100 великих опер» с дополнением «Шедевры русской оперы», написанным Александром Майкапаром.
География концертной программы «Музыкальный калейдоскоп» необычна для традиционного органного концерта. Наряду с Бахом и Генделем тут представлены сочинения английского композитора Джорджа Макфаррена, самобытного музыканта, автора ораторий и кантат, редко звучавшего на петербургской сцене, норвежца Юхана Свенсена, перу которого принадлежат масштабные симфонические сочинения, итальянца Марко Босси, профессионального органиста-виртуоза, автора месс, реквиемов, симфонических поэм, представителя немецкого позднеромантического периода в органном творчестве Зигфрида Карг-Элерта, прославившегося хоральными импровизациями и, наконец, Томазо Витали, итальянского композитора, чье произведение «Чакона» стало настолько известным, что позже в 20 веке вызвала большие споры относительно ее авторства.
Концерт органистки Веры Звегинцевой «Музыка Франции и Монако» — премьера произведений Монако для органа в Петербурге и в России. Подобные премьеры звучат не часто даже в органной столице! В программе будет и игровая скерцозная музыка, и барочные, романтические фуги, и испанское ритмичное болеро, и даже марш. Программа настолько разнообразна, что даже близкие русскому настрою «Туманы» прозвучат в видении монакского композитора. Этот концерт рекомендован тем, кто открыт к экспериментам, неравнодушен к многообразию в жизни и в душе.
В мире музыки Баха каждый найдет себе произведение по вкусу. В программе концерта «Планета Бах» ест и строгие хоральные сочинения, и импровизационные прелюдии, полные чувств и эмоций, и многогранные и многослойные фуги, для разгадки свойств которой музыканты используют основы математики, и патетические, полные четко проартикулированных моментов токкаты, наполненные чудными фактурными рисунками.
Наталья Михайлова получила музыкальное образование в Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, в Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, в Санкт-Петербургском государственном университете и в аспирантуре Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова. Артистка принимала участие в международных мастер-классах под руководством ведущих западных профессоров: П. Кривелларо, П. Планявского, М. Шапюи, Л. Ломанна, В. Церера, Л. Гиельми, М. Радулеску, в 2008–2010 годах обучалась на международных летних органных академиях в Харлеме и Алькмаре. Наталья Михайлова — лауреат международных конкурсов, выступает с концертами в России и за рубежом, преподает на кафедре органа, клавесина и карильона Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Объединение в одном концерте «Образы великой Европы» трех инструментов символично. Часто подобные ансамбли образовывались в 17–18 веках для расширения красок коллектива и выделения разных по линии и функции инструментов. Несмотря на то, что орган в состоянии объединить в себе и солирующую, и аккомпанирующую функцию, старинные флейты посоревнуются в ансамбле за право первенства, ведь у слушателя появится шанс услышать флейтовый тембр органа и старинные флейты австрийской и немецкой школ.